Горячая линия

Телефоны «Горячих линий» по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях Осинниковского городского округа:
8 (38471) 5-13-57; 8 (38471)
4-58-56.

Как правильно класть плитку. Как класть плитку на стену быстро. Класть плитку своими руками. Как выбрать ламинат для квартиры. Какой лучше выбрать ламинат сегодня. Какого цвета выбрать ламинат. Как правильно клеить обои. Как клеить обои на потолок вертикально. Как правильно клеить углы обоями. Интересные самоделки своими руками. Качественные самоделки своими руками фото. Самоделки для дома своими руками. Как сделать потолок в доме. Чем лучше утеплить потолок дома на сегодняшний день. Утепление потолка дома своими руками. Бизнес идеи с минимальными вложениями. Успешные идеи малого бизнеса с нуля. Прибыльные бизнес идеи. Как сделать мебель своими руками. Сделать деревянная мебель своими руками. Сделать мебель своими руками видео. Опалубка для фундамента. Как сделать опалубку для фундамента быстро. Опалубка для фундамента купить.
Главная Родителю

Особенности курса ОРКСЭ

1. Комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в формате ФГОС НОО

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84-р с сентября 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской  этики»направленна решение основных задачреализации содержания предметной области учебного плана (обязательная часть) ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России», таких как: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России (п.19.3.Учебный план начального общего образования ФГОС).

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Содержание модулей курса ОРКСЭ  носит светский, культурологический характер.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом НОО учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает содержание предметной области БУП «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и изучается в объеме 34 часа (1 ч. в неделю) в 4-ом классе.

Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в содержание образовательного процесса НОО определяется и необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательном плане направлен на расширение знаний учащихся о разных религиях, феномене религии в целом, знакомит с описанием религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. Его содержание отражает результаты философско-культурологических, социологических, исторических исследований, описаний религии, религиозных традиций как психологического и социально-исторического феномена. В воспитательном плане данный учебный курс должен способствовать освоению базовых ценностей актуального социума, формированию личностных качеств обучающихся, расширению их культурного кругозора, успешной социализации в современном обществе. Изучение модулей учебного курса оказывает существенное воздействие на становление личности обучающегося, его духовное и нравственное развитие, формирование мировоззренческой и культурной идентичности (религиозного или нерелигиозного типов). В процессе обучения, систематического освоения ребенком определенной суммы знаний формируется отношение учащихся к религиозной культуре в целом и к отдельным религиозным традициям. Поэтому изучение всех таких учебных курсов должно осуществляться на основе принципов добровольности и возможности свободного выбора для семьи несовершеннолетнего учащегося и самого учащегося по достижении им определенного возраста.

2. Основная концептуальная идея курса, ее особенности и соответствие целям и задачам  ФГОС НОО

Образование в границах комплексного учебного курса направлено на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)», «нравственность» – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основное содержание всех модулей курса.

Основной принцип, заложенный в содержании курса – общность в многообразии, «многоединство», «поликультурность» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и основывается на ряде факторов:

·      общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

·  единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

·    ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

·   педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;

·  системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, история, литература и др.);

·   ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

·    единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

·      понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;

·      формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

·      формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

· знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, доброта, отзывчивость, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

·  укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

·  знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

·  развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

·  обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

·  развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

3. Реализация целевых установок учебника - ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

С этой целью каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия – наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается

2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Достигается за счет того, что в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы – российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Содержание всех учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимся основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм

4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.Содержание уроков в каждом из 6 учебников раскрывает определенные ценности, или направляет обучающихся на их дополнительное осмысление.

5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В содержании всех учебников особое место занимает тема семьи, старших и младших.

7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к духовным ценностям - важнейшая задача всех модулей комплексного курса, решаемая по ходу всего учебно-воспитательного процесса.

Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Осознание общей цели учебной деятельности, формирование мотивации к изучению избранного модуля в рамках курс «Основы религиозных культур и светской этики» происходит уже на первом уроке «Россия - наша Родина». Здесь обучающиеся получают представление о том, зачем им лично нужен этот учебный предмет. Общая цель учебной деятельности – приобщение к определенной духовной, культурной традиции конкретизируется на каждом уроке посредством формулировки задач урока.

2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Содержание и методический аппарат каждого учебника дополняет электронное приложение. В нем для каждого урока разработана система, позволяющая учащемуся самостоятельно получать дополнительную информацию, комбинировать ее определенным образом, усваивать ее в игровой форме, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия и уровень усвоения материала.

3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

В дополнении к поурочным учебным заданиям в конце 4 четверти 4 класса (уроки 16-17) предусмотрены самостоятельные творческие работы учащихся. Особенность их выполнения в том, что поиск новых знаний осуществляется учащимися не только в книгах и Интернете, но, главным образом, посредством актуализации жизненного, нравственного, социального опыта родителей и других значимых взрослых.

4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Целостное педагогическое пространство учебников складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных, художественных, религиозных, исторических и др. Овладения навыками смыслового чтения осуществляется в процессе диалога разных текстов, их смысловой «переклички», перевода одного текста на язык другого.

5. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Все учебники содержат развернутую систему творческих заданий по каждому уроку, а также уроки 16-17 «Творческие работы учащихся». Система вопросов и творческих работ предполагает активный поиск обучающимися новой информации, а также содержательный диалог с родителями и другими взрослыми. Программой комплексного курса предусмотрено проведение  презентаций творческих работ учащихся, изучавших определенный модуль, перед своими одноклассниками, изучавшими другие модули, что позволит ознакомить школьников со всеми духовными и культурными традициями.

6. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Решение этих задач обеспечиваются следующими методическими формами и приемами:

· учебники по модулям имеют общие  уроки, в которых выражена задача каждого модуля – приобщение к традициям многонационального народа России;

· большая система творческих заданий, обеспечивающая деятельностный, развивающий характер обучения, коллективную работу обучающихся, старших и младших;

· организация школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», завершающего изучение комплексного курса.

Предметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

· знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

· знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

· формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

·  осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Особенности предметного содержания:

1. Соответствие содержания задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Возможности для формирования базовых национальных ценностей.

Содержание учебников организовано таким образом, чтобы обеспечить духовно-нравственное развития обучающихся посредством приобщения их к определенной отечественной традиции. Главной целью образовательного процесса в границах каждого модуля является воспитание личности гражданина России на основе избранной им духовной/культурной традиции. Базовые ценности, лежащие в основе содержания модулей: Россия, патриотизм, нравственность, духовность, традиционная религия.

2. Возможности для формирования УДД.

Обеспечиваются развивающим, творческим характером организации учебного содержания, включение в учебных процесс текстов различных стилей и жанров, единством теории и личного опыта обучающихся и их родителей, других взрослых.

3. Организационно-управленческие  вопросы внедрения ОРКСЭ

Один из модулей курса ОРКСЭ изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Основанием для выбора модуля курса ОРКСЭ является предварительное проведение исследования (опроса) мнения родителей обучающихся в данном образовательном учреждении с целью выявления образовательного запроса на учебные модули апробируемого курса.

 Уполномоченный орган государственно-общественного управления образовательного учреждения (Управляющий Совет, Совет школы и т.п.) совместно с администрацией образовательного учреждения организует информационное собрание с целью ознакомления родителей с целями, задачами реализации курса ОРКСЭ в учебном процессе. Родители (или законные представители) вместе с детьми самостоятельно после информационных родительских собраний выбирают один из 6 модулей. Решение оформляется в форме письменного заявления. Класс обучающихся по какому-либо модулю комплексного учебного курса формируется при условии: наличия в классе или учебной параллели хотя бы одной группы из не менее 12-14  учащихся, чьи родители выражают желание, чтобы их дети изучали учебный предмет по программе конкретного модуля; наличия кандидатуры учителя с необходимой педагогической квалификацией, прошедшего курсы повышение квалификации и получившего удостоверение о повышении квалификации не менее 72 часов; наличия необходимого учебно-методического обеспечения.

Государственные и муниципальные органы управления образованием в рамках своей компетенции и возможностей организуют и осуществляют работу по обеспечению наличия указанных условий для удовлетворения образовательных потребностей граждан. 

Приложение 1

Характеристика учебных модулей

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия - наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный  храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы исламской культуры»

Россия - наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Россия - наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

Россия - наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия - наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и  многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия - наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания

морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс,  в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. 

Приложение 2

Основные особенности курса:

·      Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги (светский характер), по закону школа отделена от церкви и преподавание служителей любой  конфессии недопустимо;

·      Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;

·      Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;

·      Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

1) Отечество,

2) семья,

3) культурная традиция.

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;

·      Направлен на укрепление сотрудничества государства, школы и семьи;

·  Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; (есть сквозные темы, в частности тема «Россия - наша Родина», с изучения данной темы начинаются все 6 модулей)

·      Курс безоценочный, но зачётный. Каждый обучающийся индивидуально или в группе создаёт проект и его защищает.

·  Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.

·      Связь курса со школьными науками (предметами):

– окружающий мир;

– история;

– обществознание;

– литература.

Приложение 3

Практические советы родителям

Уважаемые родители! Предлагаем Вам советы, как  помочь своему ребёнку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Совет 1.  Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребёнка; Вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

Совет 2.  Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Совет 3.  Хорошее средство воспитания ребёнка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Совет 4.  Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребёнка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Совет 5.  Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

Приложение 4

Перечень основных Интернет-ресурсов по вопросам апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ

·      Сайт поддержки курса ОРКСЭ (регистрация) http://www.orkce.ru/

·      Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  http://fcior.edu.ru;

·      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru;

·      Ресурс сети социально-педагогических сообществ:  http://www.openclass.ru;

Информация о религиозных организациях размещена на следующих Интернет-ресурсах

·      Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) –  http://www.patriarchia.ru

·      Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви -  http://www.otdelro.ru

·      Совет муфтиев России -  http://www.muslim.ru

·      Российская ассоциация буддистов -  http://www.buddhism.ru

·      Федерация еврейских общин России -  http://www.feor.ru

Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:

·      Электронная гуманитарная библиотека  http://www.gumfak.ru;

·      Государственный музей истории религии -  http://www.gmir.ru;

Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

·      сайт Общественной палаты -  http://www.oprf.ru;

·      сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации -  http://www.ombudsman.gov.ru

Обновлено (27.10.2014 14:40)

 
«RU-CENTER — будущему»
Баннер

Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня13
mod_vvisit_counterВчера182
mod_vvisit_counterНа этой неделе195
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе882
mod_vvisit_counterВ этом месяце3138
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце13182
mod_vvisit_counterВсе дни682185

Сейчас на сайте гостей: 6
Сегодня: 23-04-2018 00:57
Баннер
для детей старше шести лет